Пермский Городской Центр Медицинской Профилактики

Игры с детьми


Игра — это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малышей, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.

________________________________________

«Поиграй со мной!» — часто мы слышим эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть на несколько минут побыть больным или пассажиром, учеником или серым волком! Скажем прямо, чаще всего, играя с ребенком, мы следуем за его желанием: он сам рассказывает нам, что надо делать. А мы, если уж решили доставить ему удовольствие, послушно выполняем его требования.

Однако игра — это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малышей, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

http://www.detskaya.com.ua/logicheskie_igry_s_detmi_mladshego_vozrasta.html

1 ГОД


Манна небесная


Не теряя ни минуты, отправляйтесь рыться в кухонных шкафах и добудьте пакет манной крупы. Пересыпьте содержимое в большую миску или кастрюлю и поставьте импровизированную песочницу перед карапузом. Изумление и энтузиазм ребенка не будет иметь предела! Когда он вдоволь наиграется в сеятеля и отведает съедобного песка, можете предложить ему веселую забаву. Спрячьте в крупе какую-нибудь мелкую игрушку, и пусть ваш юный друг начнет поиски. А когда и это наскучит, дайте ему сито и научите им пользоваться. Такая нехитрая забава может увлечь ребенка на добрые полчаса. Особенно оправдан этот способ в тех ситуациях, когда пылесосить квартиру придется не вам.

Что в карманах?


Выпотрошите вашу сумку и все опасное, ценное и просто не слишком приспособленное для детей уберите подальше. В освободившиеся отделы положите разные интересные вещицы: игрушку, яблоко, карандаш, столовую ложку, шуршащий пакет, пустой бумажник, брелок с ключами и сотовый телефон. Предметы из взрослого мира чрезвычайно притягательны для малыша, и он с упоением будет рыться в своей сокровищнице.

Забавный человечек


Для того чтобы смастерить развивающую игрушку для годовалого человека вам потребуется лишь пластиковый стаканчик, соломинка для коктейля (или палочка спагетти), круг из картона, карандаш и скотч. На картонном кружке диаметром сантиметров пять нарисуйте веселую рожицу. Скотчем прикрепите мордашку к соломинке. В донышке одноразового стакана проделайте отверстие и вставьте трубочку таким образом, чтобы личико оказалось внутри стакана. Теперь двигайте соломинку вверх и вниз. Малышу очень понравится выскакивающий из посудины улыбчивый человечек. Смех и аплодисменты будут вам наградой.

2 ГОДА


Актуальное искусство


Двухлетнего человечка давно уже пора приобщать к рисованию! Только не надейтесь, что он будет смирно сидеть за своим столиком и аккуратно, не выходя за линии рисовать в раскраске. Расстелите прямо на полу большой лист ватмана и выдайте абстракционисту гуашь, пастельные мелки и карандаши. Вместо кисточек вы можете использовать спички, ватные палочки, зубные щетки и, само собой, собственные пальцы. Покажите ребенку, как меняется цвет, если смешать две разные краски. Нарисуйте силуэты животных и предложите вашему другу угадать кто это. Если не получается сразу, то всегда можно дорисовать усы, глаза и нос. Тогда уж точно все будет понятно!

Закрома родины


Умение орудовать ложкой это предмет гордости детей и скрытого ликования матерей. Так почему бы не устроить показательные выступления? Возьмите две миски, в одну из них насыпьте гороха или фасоли. Ребенок, вооружившись ложкой, будет черпать, и пересыпать их туда-сюда. В дополнение к очевидной пользе, эта забава ласкает слух малыша, потому что горошины очень весело гремят!

Колье для мамы


Нет ничего более занятного, чем нанизывать на шнурок большие пуговицы и крупные бусины. А если под рукой нет ни того, ни другого, то вполне подойдут макаронные изделия! Шнурок удобнее всего взять обувной, твердый кончик которого избавит от необходимости пользоваться острыми, опасными иголками.

3 ГОДА


Дегустатор


Возьмите четыре прозрачных чашки, в одну налейте воду, а в остальные растворы - сладкий, соленый, кислый (не переборщите с уксусом!). Дайте ребенку попробовать на язычок содержимое каждого бокала. Описывайте понятными для него ассоциациями каждый вкус: «Сладкий, как мед. Кислый как лимон». Обратите его внимание на то, что все три жидкости выглядят одинаково.
Наполните несколько пустых спичечных коробков сильно пахнущими веществами. Подойдет ваниль, зерна кофе, апельсиновая цедра, корица. Не скупясь на слова, расскажите о каждом запахе и дайте ребенку его почувствовать. А сможет юный дегустатор с закрытыми глазами опознать аромат? Это не только развивает его обоняние, но и обеспечит новыми впечатлениями, столь важными для эмоционального развития. Надо же, а соль никак не пахнет…

Гордиевы узлы


В этом возрасте по прежнему много внимания следует уделять развитию мелкой моторики ребенка. Пуговицы на одежде, кнопки, молнии, бантики и другие застежки это полезное развлечение для маленьких пальчиков. Возьмите ленточку и завяжите бантик, и доверьте ребенку самое важное – развязать его. Продемонстрируйте внимательному зрителю, как нужно потянуть за кончики, чтобы все получилось.

Соленые скульптуры


Замесите теста из двух частей муки, двух частей теплой воды и одной части мелкой соли. Добавьте столовую ложку растительного масла. Тесто должно получиться очень крутым. Из этого безопасного пластичного материала мы можем вылепить фигурки животных, муляжи фруктов и овощей, и вообще что угодно. Чтобы творения были прочными, запекаем их три часа в духовке при температуре 100 градусов. А после этого их нужно раскрасить гуашью.

4 ГОДА


Стихия воды


Конечно, эту игру можно предложить и ребенку помладше, но координация движений трехлетнего человека уже позволяет заниматься этим с наименьшими потерями. Выставите перед малышом несколько емкостей различной формы и объема.
Дайте ему так же лейку с водой, подкрашенной марганцовкой. Ваш партнер по играм будет долго развлекаться, переливая воду из одного сосуда в другой. Бросьте в высокий узкий бокал маленький полый шарик, обратите внимание ребенка на то, что чем больше он льет воды, тем выше поднимается шар.

Что-то зеленое


Для этого развлечения понадобится всего лишь детская книжка с картинками. Вы загадываете нечто, изображенное на странице, и сообщаете: «Я вижу что-то зеленое. Оно не живое. У него нет ножек». Внимательный читатель обязательно отыщет предмет по его описанию. И будет очень весело, когда вы поменяетесь ролями.

Сценарист


Выгляните за окно, там ходят разные люди: молодые, старые, веселые и торопливые, в деловых костюмах и в пляжных шортах. И какое это интересное занятие – придумывать истории про этих неизвестных людей. Кто они, на кого похожи, куда идут, что любят делать. А если бы мы искали Дюймовочку, то кто мог бы ею оказаться? А Бабой-Ягой?

5 ЛЕТ


Уроки левитации


О, это что-то потрясающее! Для этого эксперимента, который, по мнению каждого ребенка достоин того, чтобы его показывали в цирке, нам потребуется фен и теннисный мячик. Включите фен, и, направив сопло вертикально, осторожно разместите над ним мяч для тенниса. Удивительно! Шарик парит в воздушном потоке!

Пиратский остров


Спрячьте в квартире какую-нибудь милую безделушку, гостинец или просто любимую игрушку малыша. Нарисуйте план квартиры, объясните исследователю, что так выглядит их дом сверху. Покажите, где находится его комната, как вы изобразили холодильник, и объясните, что вот этот жирный крест означает место, где морские пираты спрятали свои сокровища!

Картежник


Несите колоду карт, будем приобщать человека к серьезным играм. Вам потребуются два красных валета, две черные дамы, два красных туза и два черных короля. Перетасуйте восемь карт и разложите их перед ребенком рубашками вверх. Одну карту оставьте открытой. Необходимо найти пару для каждой картинки. То есть даме нужно отыскать вторую даму. Малыш переворачивает карту, и если картинка не совпадает с открытой, то кладет обратно. Если пара совпала, то обе карты убираются с поля. Такой пасьянс хорошо развивает память ребенка.


по материалам http://kroxa.com.ua/Stati/Stati/luchshie-razvivayushhie-igry-dlya-detej-ot-1-do-3-let.html

Младший школьный возраст (6–10 лет)

Это этап, где основной деятельностью ребенка является учение. Именно учебная деятельность определяет его дальнейшее психическое развитие, в ней формируется способность к рефлексии как универсальный способ отношения человека к собственной деятельности. Он позволяет мысленно наедине с самим собой рассматривать (т.е. рефлектировать) и изменять замыслы своих действий, контролировать свои намерения, желания, чувства, формулировать мысли, соответствующие конкретной ситуации. Это является основой процесса самоизменения и самосовершенствования человека.

Игра в жизни младшего школьника по-прежнему занимает большое место, но имеет уже другое значение для психического развития ребенка. Поэтому у детей этого возраста должны еще оставаться игры и игрушки из дошкольного детства, а также время для свободного досуга и совместных игр.

Для того чтобы игра младшего школьника носила развивающий характер и соответствовала психологическим задачам возраста, т.е. способствовала развитию рефлексивной способности, это должна быть:
• игра по правилам или с правилами;
• коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые;
• в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии;
• в игре должна ставиться цель – выиграть (т.е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).
В играх младшего школьника может быть использован любой материал: речевой, математический, реальные предметы или знания о них (викторина). Игрой может стать любой вид деятельности (интеллектуальная, изобразительная, речевая, двигательная и др.). Это могут быть настольные, подвижные, режиссерские игры.



Партнерские игры


Задача прогнозирования и планирования своих действий в зависимости от действий партнера по игре ставится ребенком уже в 6–7 лет. Формируется это умение в игровой деятельности, в партнерских играх. Это все разновидности игр с правилами: настольные, настольно-печатные и подвижные игры (например, домино, лото, игры-бродилки, шашки, шахматы, конструирование, догонялки и т.п.). Менее распространенная игра «Палочки», которая основана на народной игре в бирюльки, где мелкие деревянные предметы (самоварчик, кружечка, бублик, тарелочка и др.) достаются крючком из общей кучи без нарушения их исходного положения.

Игра «Палочки» состоит из нечетного количества тонких 10-сантиметровых палочек. Они беспорядочно высыпаются на поверхность стола. Правила игры те же: достать из кучки палочку для себя так, чтобы не нарушить исходное взаиморасположение. Брать палочку из кучи руками нельзя. Вытащить ее можно с помощью другой палочки подтаскиванием или подбрасыванием так, чтобы не задеть остальные. Для решения игровой задачи ребенок должен учитывать положение намеченной палочки относительно соседних и ее опору на них.

Игрок, который не сумел вытащить намеченную палочку, не сдвинув с места остальные, пропускает ход и не добавляет палочку к уже набранным. Выигрывает тот, кто наберет большее количество предметов. Игра развивает умение каждый раз строить свои игровые действия исходя из новых условий задачи. А по логике игры условия постоянно меняются, и эти изменения зависят от игровых действий партнера.
После того как ребенок освоил эту игру, ему можно предложить другие, требующие разработки более сложной стратегии.

Умение планировать, прогнозировать, выстраивая выигрышные стратегии, развивается в таких играх, как «Крестики–нолики», «Морской бой», «Шашки», «Шахматы» и др.
«Крестики–нолики» –
одна из самых распространенных среди детей игр. Она хороша как развивающая стратегию игры для дошкольников и первоклассников. Играют на поле 3x3, договариваясь, кто выбирает крестики, кто – нолики. «Крестики» начинают. Каждый играющий ставит свой значок по очереди в одну из клеток. Побеждает тот, кому удалось поставить 3 своих значка в ряд по вертикали, горизонтали или диагонали. Эта игра отличается тем, что всегда можно сделать ничью. Но чтобы игрок, вступающий в игру вторым, это обнаружил, стратегию собственного выигрыша надо сменить на стратегию «не дать выиграть начинающему». После того как оба игрока это поняли, интерес к игре пропадает. Начинающий игру может все же выиграть, если заметит ошибку партнера, который стремится выстроить свой ряд, а не запереть его ходы.


Вариантом классической игры «Крестики–нолики», усложняющим ее и требующим смены стратегии, является добавление одной клетки в любое место к полю 3x3, получается 10 клеточное поле. Правила обычные.

Есть еще один вариант усложнения или смены стратегии – вариант «Крестиков–ноликов» наоборот. В эту игру выигрывает тот, кто не поставил ряда из трех крестиков или ноликов, т.е. кто первым поставит ряд, тот проиграет. В остальном игра полностью совпадает с «Крестиками–ноликами». Изменяются правила игры, опять нужно менять стратегию. В этом варианте первый игрок может всегда добиться ничьей, поставив свой значок в центр и повторив по симметрии ходы противника.

Еще один вариант «Крестиков–ноликов» – игра на поле 4x4 или 5x5. Выигрывает тот, кому удается первому выстроить полный ряд или квадрат 2x2. Этот вариант значительно усложняет стратегии игроков и повышает интеллектуальность игры.

«Морской бой» проводится на листах в клетку. Двое участников играют, скрывая свои записи друг от друга. Каждый играющий рисует две таблицы 10x10 клеточек. Таблицы представляют собой координатную сетку, столбцы которой обозначены буквами от «А» до «К», а строки – цифрами от 1 до 10. Таким образом, каждая клетка таблицы обозначается сочетанием цифры и буквы. В одной таблице играющие расставляют все свои корабли. Вторая таблица – карта расположения кораблей противника. Она заполняется в ходе игры. Всего можно расположить 10 кораблей, которые не должны соприкасаться ни сторонами, ни углами: один четырехпалубный (т.е. состоящий из 4 клеток), два трехпалубных, три двухпалубных, четыре однопалубных. Право первого хода определяет жребий. Далее ходы делаются по очереди. Игрок, который делает ход, называет координаты клетки противника. Если там нет корабля, то второй игрок говорит «промах». Если там есть корабль, то игрок говорит «попал», уточняя «ранил» или «убил». Если игрок попал, то он имеет право продолжать выстрелы до тех пор, пока противник не скажет, что он промахнулся. Выигрывает тот, кто первым затопит все корабли соперника.

В игре вырабатывается стратегия расположения своих кораблей, чтобы их спрятать, и прогнозируется возможное расположение кораблей противника. Важно во внутреннем плане ставить задачу прогнозирования расположения кораблей противника: «…как бы я поставил оставшиеся корабли, если…» после обнаружения каждого нового неприятельского корабля. Выигрывает тот, у кого отработаны тактики и лучше стратегии, как планирования, так и прогнозирования.

«Шашки», «Шахматы» – традиционные и замечательные игры, которые учат думать над ходами, анализировать действие противника. Это соревнования стратегий, как интеллектуальных, так и личностных. Существуют игры, в которые можно играть на той же самой шахматной доске, но с гораздо меньшим количеством шахматных фигур. Такие задания можно найти в любом пособии для начинающих шахматистов. Эти игры гораздо лучше подходят детям, потому что они проще. Они готовят почву для «больших» шахмат, обучая их умению думать над ходами, предугадывать ходы противника, аккуратности, последовательности в действиях, умению не обижаться при проигрышах.



Игры с картинками


В последнее время появились игры для младших школьников, развивающие умение строить игровые стратегии. Игровым материалом для них служат 40 карточек с изображением героев либо одной сказки, либо одного мультфильма (волшебные сказки, мультфильмы «Немо», «Аладдин», «Ледниковый период»), 20 из них – команда положительных героев, остальные 20 – команда отрицательных героев сюжета. Каждая карточка одной из команд с изображением героя имеет определенную численно выраженную ценность. Ценность каждого героя обозначена числом от 1 до 20, расположенным на карточке с его изображением. На основе этого игрового материала существуют разные игры, имеющие свои правила. Вот одна из них.

Играют двое, каждый играющий выбирает свою команду героев (набор из 20 карточек), они случайно перемешиваются, игроки кладут свой набор перед собой стопкой картинкой вниз. Одновременно оба игрока открывают и выкладывают на середину верхнюю картинку, сравнивая, чей герой сильнее. Тот, чья карточка сильнее, забирает обе картинки себе. И далее, до конца стопки. После того как все картинки разыграны, подсчитывается общее число баллов каждым игроком. Выигрывает тот, кто набрал большее количество баллов.



Игры на речевом материале


В младшем школьном возрасте у детей возможны проблемы, связанные с речевой деятельностью. Есть дети, которые могут болтать без остановки обо всем, но зачастую их бывает трудно понять, они и сами теряют свою мысль, им трудно выстроить логику своего высказывания. Другие знают, что нужно сказать, но у них нет «активного словарного запаса». Такие дети знают слова, умеют их произносить, умеют правильно строить фразу на уроке, но это «знание» – пассивно: в разговоре они отмалчиваются, на прямой вопрос затрудняются ответить.

Помогут развить активный словарный запас, навыки разговора речевые игры: игры-задания со словами и игры со словами. Существует очень много игр на буквенном материале, со словами, которые требуют от игроков умения читать, составлять слова из букв и слогов. Играть со словом, как с предметом, – очень важная способность, которая формируется у детей к 6–7 годам. Она определяет возможность анализа слов с помощью понятий «звук», «буква», «слог». Развивается эта способность в играх-заданиях со словами. Материалом действий в таких играх являются буквы или звуки, игровой задачей – составление слов из букв по правилам игры, скрытой за игровой учебной задачей – формирование и выполнение операций со знаковым (буквенным) выражением звуков речи.

Примеры игр-заданий со словами для младших школьников:

Любое слово пишется на доске. Ребятам дается задание: к каждой букве слова придумать слова на заданную тему (животные, транспорт, растения и др.). Например, на доске слово «ЗЕБРА». Слова к нему – зубр, енот, барсук, рысь, антилопа.
Из слова выбрасывают один звук, чтобы получилось слово, имеющее новое значение. Например: «Выброси из слова «КОСА» первый звук» (оса), из слова «СТОЛБ» и последний звук (стол)».

Добавляют к слову один звук, чтобы получилось новое слово (игра, обратная предыдущей): МЕХ (смех); ЛЕНЬ (олень); КЛАД (склад).

Заменяя в слове один звук, можно получить новое слово: СВЕТ – цвет, НОРКА – корка, ПЕСОК – лесок.

Ребусы – очень часто встречающееся задание со словами, в них слова или фраза зашифрованы в рисунке. В ребусах могут использоваться не только картинки, но и изображение букв, причем пространственные отношения частей рисунка также обозначаются звуками, составляющими «спрятанное» слово.

Очень много ребусов можно найти в Интернете и в периодических изданиях для детей младшего школьного возраста.

Анаграммы. Это увлекательная, развивающая комбинаторное мышление игра. Новое слово, составленное из всех букв данного слова, называется его анаграммой. Анаграмма слова – это результат перестановки в другом порядке всех его букв. Два или более слов, образованных из одних и тех же букв, составляют блок анаграмм. Вот несколько интересных примеров: КОЛБА–БОКАЛ – блок из двух пятибуквенных анаграмм; ПРИКАЗ–КАПРИЗ – блок из двух шестибуквенных анаграмм; КАРТА–КАРАТ–КАТАР – блок из трех пятибуквенных анаграмм.

Такие игры дают игрокам возможность потренировать память и проявить эрудицию, а также глубже проникнуть в тонкости языка, разобраться в структуре словообразования.
Существует и много игр со словами. Эти игры предполагают необходимость разработки стратегии выигрыша, то есть прогнозирования и планирования своих действий при учете и оценке действий партнеров.

Всем известная игра «Да и нет – не говорить, черное с белым не носить…» активизирует словарный запас.


Игра «Колесница слов». Играть могут двое и более игроков. Для разрешения спорных моментов желательно иметь под рукой орфографический словарь. Первый играющий называет слово из 4 букв (существительное нарицательное в именительном падеже, то есть отвечающее на вопрос «Что?»). Второй называет четырехбуквенное слово, начинающееся с буквы, которой заканчивается слово, названное предыдущим играющим. Эту «эстафету» продолжает следующий играющий и так далее. Повторять слова нельзя. Тот, кто не сможет придумать нужное слово, проиграл. Игра развивает знание слов, различение букв, память и находчивость.

Условия игры можно изменить: например, искать пятибуквенные или трехбуквенные слова. Или брать слова из какой-то определенной сферы, например называть только географические. В этом варианте игра получила широкое распространение под названием «Города», но она сразу же становится скучной, так как быстро заканчиваются названия городов, начинающиеся на букву «а». Поэтому в «Города» хорошо играть так – каждый следующий играющий ищет название города, начинающееся на третью букву предыдущего.

Общеизвестная по телепередаче викторина «Поле чудес». Ведущий загадывает слово, обозначая пустым окошком составляющие его буквы. Играющие поочередно, передавая друг другу ходы, называют буквы. Если буква угадана (есть в этом слове), она вставляется в соответствующее окошко, и тот же игрок может назвать еще одну букву. Побеждает и становится ведущим тот, кто угадал слово.

«Наборщик». Это одна из самых известных игр со словами. Задается слово (обычно длинное), например «остановка». За определенное время играющим нужно сложить из букв этого слова другие слова («станок», «скат», «танк» и т.д.). Затем игроки по очереди называют их. В зачет идут только те варианты, которые еще не были названы. Побеждает тот игрок, который последним назвал слово. Чемпионом игры считается тот, кто придумал самое длинное слово.

«Каркас». Сначала выбирают три (две и даже одну) согласные буквы (например, К, Н, Т). Затем все играющие «натягивают на каркас» гласные буквы (а также мягкий, твердый знак и букву Й), то есть придумывают слова, состоящие из этих согласных (в любом порядке) и любых гласных («ткань», «кант», «канат»...). Побеждает тот, кто придумал последнее слово.

«Игра со словарем». Берется словарь («Орфографический словарь русского языка»). Водящий открывает его на любой странице и читает слово (какое захочет, но с этой страницы). Остальные игроки должны назвать буквенный состав этого слова. Тот, кому это удалось сделать правильно, становится следующим ведущим.

Игра в акронимы развивает фантазию, умение «работать со словами», расширяет словарный запас, знакомит с понятием акронима. Играют несколько детей, желательно вместе с взрослыми. Один из играющих задумывает какое-то словосочетание и произносит его в виде акронима (сочетания его первых букв). Например, МТП может означать «мягкая теплая подушка». Для простоты можно ввести такое правило: загадывать только вещи, которые находятся в этой комнате. Остальные отгадывают. Если хотя бы одно слово угадано, водящий должен об этом сообщить. Тот, кто первым угадал все словосочетание, выигрывает и сам в следующий раз загадывает свой акроним.

«Угадай фразу». Ведущий берет какую-нибудь книгу и читает начало любой фразы. Остальные пытаются угадать ее продолжение. Через некоторое время загаданная фраза читается до конца, и все играющие могут сравнить то, что было сказано ими, с настоящим окончанием фразы. Тот, кто угадывает конец фразы (или почти угадывает), получает очко. Можно читать не начало, а конец фразы. Сначала ведущий должен выбирать нетрудные задания, чтобы ребятам было интересно играть.

Эта игра учит пониманию контекста, в котором произносятся те или иные слова. Ведь в реальных диалогах произносится лишь часть слов. Если научиться угадывать «недосказанное», то вы лучше будете понимать окружающих людей и их поступки.


по материалам http://www.chudopredki.ru/211-igry-dlja-rebenka-ot-6-let-i-starshe.html