Пермский Городской Центр Медицинской Профилактики

Россияне стали меньше курить

Около 9% курильщиков стали дымить меньше после появления на сигаретных пачках страшных картинок о последствиях курения. Это выяснил исследовательский центр портала Superjob.ru , опросив 1600 человек в 175 населенных пунктах.

Напомним, приказ Минздрава России, предписывающий сопровождать надписи о вреде курения на упаковках табачной продукции устрашающими фотографиями пораженных курением внутренних органов, гнилых зубов, младенцев, рожденных курящими матерями и других, вступил в силу 12 июня 2013 года. Это стало одной из мер, предусмотренных Рамочной конвенцией ВОЗ по борьбе с табакокурением, которую ратифицировала и Россия.

Подобная практика давно применяется более чем в 40 странах мира. И во многих из них доказала свою эффективность.

Так, в Канаде за 6 лет использования устрашающих картинок число курильщиков удалось снизить на 2,5%, что является немалым успехом. Когда в 2002 году были введены графические предупреждения в Бразилии, 67% опрошенных заявили, что они вызывают отвращение к сигаретам и нежелание к ним прикасаться. За последние 20 лет благодаря последовательной политике по борьбе с курением эта страна добилась впечатляющих успехов — число курильщиков сократилось на 45%.

Тем не менее, представители табачной отрасли продолжали настаивать на том, что устрашающие картинки на пачках сигарет лишь повышают их расходы на печать упаковок, но не дают никакого эффекта. «Я слышал много высказываний антитабачных активистов, как хорошо эта мера влияет, сколько народу задумалось о том, чтобы бросить курить, — говорил накануне введения изображений генеральный директор ассоциации “Табакпром” Вадим Желнин. — Но объективных данных по каким-либо рынкам, где это введено, работало и привело к реальному снижению потребления сигарет, я не видел».

Возможно, данные опроса наконец станут такими аргументами. Более восприимчивыми к «страшилкам» оказались женщины. Среди них стали меньше курить 11%, а среди мужчин лишь 8. Но за 4 месяца (в продаже первые пачки с новым дизайном появились в середине июня) это довольно весомый результат.

Как выяснилось из комментариев опрошенных, изображения на пачках ощутимо действуют на нервы. «Курю столько же, но на картинки стараюсь не смотреть, так как они вызывают страх, что это может произойти со мной», — признаются респонденты. Некоторые из них при этом возмущаются: «За такое художество надо по голове бить больно! Самовнушение у некоторых сработать может!» Но курильщики со стажем признают, что человека с не слишком сильным пристрастием к табаку, подростка или беременную женщину подобные картинки вполне могут заставить бросить сигарету: «Возможно, это отпугнет детей и начинающих курильщиков».

Были среди опрошенных и те, кому картинки казались недостаточно убедительными: «В Египте и в Таиланде они страшные, вот от них воротит, а у нас — так себе». А некоторые курильщики сообщили, что стараются не смотреть на картинки, просто переворачивают пачку сигарет, чтобы не видеть их. Что само по себе доказывает: информация незамеченной не проходит.