Пермский Городской Центр Медицинской Профилактики

Сплав по Чусовой: Журавлик - Кын

Журавлик-Кын: сплав – это по-нашему!
Текст и фото: Ольга Сафрошенко материалы взяты с сайта www.visitperm.ru

Самым популярным видом активного отдыха в Прикамье по-прежнему остается сплав. Выбрать путешествие можно на любой вкус – от короткого трехдневного приключения до полноценного двухнедельного тура. И, пожалуй, одним из наиболее интересных для сплавщиков маршрутов нынешним летом стала река Чусовая.
Больше пятидесяти лет на Чусовой действовал всесоюзный туристический маршрут № 58, по которому сплавщики проходили путь длиной почти в 300 километров. Начинался он на турбазе Коуровка и финишировал на пристани Верхняя Ослянка. Сегодня желающих сплавиться в этом направлении по-прежнему хватает, однако чаще туристы выбирают менее протяженные маршруты.
Один из таких «light»-форматов - сплав от камня Журавлик до Кына. Протяженность маршрута – 34 километра, по стандартному туристическому расчету - два дня пути и одна ночь отдыха. На этом сравнительно небольшом участке сплавщиков ждут, пожалуй, самые живописные камни-бойцы Чусовой и насыщенные памятью об исторических событиях места.

Как добраться

Традиционно до места старта – камня Журавлик – сплавщики добираются двумя способами. По железной дороге – до станции Кын от станции Чусовская или Кузино, а затем 22 километра до берега Чусовой на арендованном на станции транспорте. Или автомобилем – по дороге Лысьва-Кын-Рассоленки. Дорога для легковой машины далеко не самая лучшая, и правильным выбором здесь будет «газель» или «газик».


На берегу напротив камня Журавлик есть достаточно места для того, чтобы снарядить в путь катамараны или лодки, развести костер или поставить палатку. Место пользуется популярностью у местных жителей, и в случае чего здесь можно будет получить техническую помощь. Мобильной связи возле камня Журавлик нет.

На старт
Первые несколько километров на реке можно любоваться исключительно безмятежностью берегов, затем с левой стороны возникнет громада камня Сплавщик. Хотя Чусовая не делает здесь никаких особенно крутых поворотов, по легенде именно об этот камень когда-то разбилась барка одного из самых молодых сплавщиков. В память о этом камень и получил свое название. На этом же берегу спустя два километра можно будет увидеть безымянные скальные выходы. Удобные места для стоянок находятся на правом берегу – небольшие прибрежные полянки на пологих спусках.

Через километр после Сплавщика Чусовая начинает изгибаться в петлю. И здесь взгляду открывается один из самых необычных бойцов реки – камень Дужной. Его легко можно отличить даже самому неискушенному туристу – каменные складки сложены в своды-арки, выгнутые чудовищной силой земли. Геологи называют их «синклинальными» и «антиклинальными».
Следующим объектом для фотосъемки станет камень Ростучий, который действительно словно «вырастает» на очередном повороте реки. Еще один «однофамилец» этой скалы – на этот раз, камень Ростун, будет ждать сплавщиков через 6 километров. А до этого момента все желающие смогут увидеть еще три интересных камня-бойца – Новиков, Кобыльи Ребра и Котел. Из всех трех понять смысл возникновения названия можно, только глядя на камень Котел. Ширина Чусовой в этих местах невелика – она не превышает 200 метров. На перекатах реки отлично ловится рыба, по крайней мере, в нынешнем году здесь было много хариусов. Перед камнем Ростун на левом берегу можно увидеть большие поляны, на которых почти два века стояла деревня Фролова, исчезнувшая в 70-х годах ХХ века.

Внимание!
От Ростуна начинается плес, который тянется на протяжении трех километров. Зато после преодоления этого препятствия сплавщиков ждет торжественный вид ключевого места всей уральской истории – место впадения в Чусовую реки Серебряной. Именно отсюда отряд Ермака повернул в Сибирь, найдя самую короткую дорогу в тайную страну. Если вам повезет и в этот момент на реке не будет никого, кроме вас, можно легко себе представить, как выглядели здешние места в XVI веке – по крайней мере, Серебряная остается такой же чистой и быстрой. На устье Серебряной стоит памятный знак Ермаку – простой деревянный крест, поставленный лысьвенскими туристами. Площадка перед крестом вполне может стать местом дневки.

От устья Серебряной Чусовая еще несколько раз «побалует» плесами. На пути сплавщиков встретятся несколько скал, самыми интересными из которых, пожалуй, станут камни Желтый, Красный и Кирпичный, который неискушенному человеку действительно очень легко принять за фрагменты кирпичной кладки. По берегам можно легко найти места для стоянки или ночевки. Путь за день сплава составит примерно 18 километров.

Марш
От камня Кирпичный по берегам начинают тянуться невысокие скальные выходы, в которых можно найти много небольших родников. Следующей заметной скалой на пути станет камень Коробейный, рядом с которым в 30-70-х годах прошлого века находился поселок спецпереселенцев. Места для стоянки-дневки лучше выбирать на правом берегу – он пологий и удобный.
Через три километра после Коробейного начинается, пожалуй, самая известная гряда чусовских скал-бойцов – Кыновская. Первым сплавщиков встречает знаменитый боец Печка – самая известная «печка» на Чусовой. Грот в скале действительно очень похож на устье печки, ждущее неопытных сплавщиков. Во времена сплава «железных караванов» в XVIII-XIX веках это место было одним из самых опасных на реке. Караванный вал подхватывал барки, стремившиеся не удариться о Печку, и нес прямиком к огромной «подкове» камня Великан – самого высокого и долгого бойца. Высота Великана – более 115 - 125 метров. От его величественной панорамы и сегодня захватывает дух.


Напротив Печки разместилась вполне «цивилизованная» коммерческая стоянка, где всем желающим предлагают место для отдыха, баню, развлечения и магазин.
За изгибом Великана на правом берегу видны скальные выходы бойца Денежный – по преданию, об него когда-то разбилась барка, перевозившая груз с Екатеринбургского монетного двора. А слева от Денежного находится маленький боец Воробьи.

Затем Чусовая делает плавный поворот и открывает глазам туристов каменную пристань села Кын. Кын – одно из самых интересных мест на Чусовой. В селе сохранился уникальный комплекс горного завода графов Строгановых, очень красивый Свято-Троицкий храм, остатки заводской плотины XVIII века, работает интересный музей реки Чусовой. А еще здесь есть два памятника, рядом с которыми обязательно должен сфотографироваться каждый уважающий себя сплавщик – памятник Сплаву «железных караванов» (огромный лот – инструмент сплавщика – прямо на берегу), знак «Начало Пермского края» - увеличенная копия бляхи пермского звериного стиля с изображением медведя. И тот и другой памятник, по поверью, приносят удачу.


В селе есть магазины, очень вкусный хлеб, небольшая муниципальная гостиница. Как правило, заканчивающие в Кыну маршрут сплавщики просто вызывают сюда «газель», на которой могут добраться как до станции Кын (15 километров от села), так и до Лысьвы и Перми. От Кына до Лысьвы ходит рейсовый автобус (расписание лучше уточнить заранее).