Пермский Городской Центр Медицинской Профилактики

Грудное вскармливание

Если взял грудь – будет здоров…


Грудное вскармливание – это наш бич, признаются порой педиатры, имея в виду низкий процент детей, получающих материнское молоко. Его распространенность в России остается низкой, несмотря на положительные изменения, произошедшие в последнее десятилетие.

О старой, как мир, проблеме и о новых взглядах на нее – сегодня наш разговор с руководителем отдела детского питания НИИ питания РАМН, профессором Игорем КОНЕМ и старшим научным сотрудником этого же учреждения доктором медицинских наук Марией ГМОШИНСКОЙ.


– Как свидетельствуют литературные данные, в 20-е годы минувшего века только 2% детей переводились на искусственное вскармливание, все остальные получали грудное молоко. А к 1995 г. распространенность естественного вскармливания до 3 месяцев составила лишь 35%. Сейчас ситуация, как говорится, не очень. В чем, по вашему мнению, причины?

М.Гмошинская:
– На первом месте теперь у наших женщин карьерный рост, а ребенок – в лучшем случае на втором. Исчезает культура материнства, семья перестает быть основой общества. Немалая роль в снижении распространенности грудного вскармливания принадлежит и другим факторам, которые относятся к сфере деятельности медработников.

Словом, с одной стороны, оно определяется психологической готовностью беременной женщины к материнству и грудному вскармливанию, с другой – помощью семьи и лечебно-профилактических учреждений родовспоможения и детства. Задачей последних является создание оптимальных условий для старта лактации и поддержка ее на протяжении первого года жизни ребенка.|

– Как раз об этом и хотелось бы поговорить подробнее. Тем более что инициатива ВОЗ/ ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку», направленная на поддержку грудного вскармливания, внедряется в стране уже почти два десятилетия, а количество ЛПУ, имеющих это звание, не столь велико.

И.Конь:
– Его удостоены к 2010 г. 181 родильный дом (отделение), 120 женских консультаций и 140 детских поликлиник.
– Каковы, на ваш взгляд, основные нарушения в организации работы по поддержке грудного вскармливания в лечебно-профилактических учреждениях родовспоможения и детства?
И.Конь:
– Прежде всего, это недостаточная работа по формированию доминанты лактации, отсутствие помощи в освоении техники лактации, раннее (иногда в роддоме) включение в питание младенцев сухих молочных смесей – заменителей женского молока, гипердиагностика гипогалактии.

К сожалению, далеко не все родильные дома используют современные перинатальные технологии, к которым относится раннее прикладывание к груди, совместное пребывание матери и ребенка в роддоме, свободное вскармливание, отсутствие предлактационных кормлений, докорма искусственными смесями, допаивания без медицинских показаний, отказ от использования сосок-пустышек у здоровых новорожденных.

М.Гмошинская:
– Я хочу подчеркнуть, что какие бы условия ни были созданы, без желания матери кормить ребенка грудью ничего не получится. К сожалению, сегодня почти у половины женщин отмечается психологическая неготовность к грудному вскармливанию. Поэтому необходимо способствовать формированию доминанты материнства и лактации. Под этим термином мы понимаем стойкую убежденность женщины в неоспоримых преимуществах грудного вскармливания перед искусственным.

Особое значение в формировании приверженности грудному вскармливанию имеет период беременности, когда женщина должна получить необходимые знания о развитии ребенка, преимуществах свободного вскармливания, его технике.

При этом очень важно понимание женщиной того, что для развития ребенка большое значение имеет не только вид вскармливания, но и общая забота о малыше, способность матери приспосабливаться к его потребностям. В связи с этим крайне необходимо активное функционирование школ молодых матерей на базе женских консультаций и детских поликлиник с привлечением к преподаванию в них психологов, имеющих опыт работы с беременными.

Есть данные, что от того, сколько времени проводит ребенок в контакте с матерью после родов и в первые дни жизни, а также от качества этого контакта зависит частота его плача в первые 2 года, привязанность к матери и некоторые психологические проблемы в старшем возрасте. Согласно современным перинатальным технологиям по поддержке грудного вскармливания, первый контакт матери и ребенка должен быть более 30 минут. При этом ребенка не следует сразу прикладывать к соску матери, а нужно выложить на живот, после чего у него проявляется поисковый рефлекс: новорожденный находит сосок, начинает сосать и дает старт лактации.

Грудное вскармливание служит продолжением связи, установленной во время беременности. В утробе матери будущий ребенок слышит ее голос, улавливает биение сердца и реагирует на звуки, исходящие извне. При этом звуки воспринимаются им преломленными через тело матери. После рождения и перевязывания пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать. Именно поэтому необходимо ее присутствие, внимание с первых минут жизни.

Значение совместного пребывания матери и ребенка очень велико, оно оказывает влияние на иммунный статус младенца, микроэкологию кишечника, снижение частоты заболеваний, в том числе аллергических, а главное – дает возможность свободного вскармливания (т.е. по требованию ребенка), что приводит к увеличению объема грудного молока и лучшей прибавке массы тела младенцев.

И.Конь:
– Исследования, проведенные в отделе детского питания НИИ питания РАМН, показали, что восстановление массы тела, имевшейся при рождении, к пятому дню жизни отмечалось у 50% в группе детей, находившихся на свободном вскармливании, и лишь у 7% в группе детей, вскармливаемых по часам. Объем секреции молока составил соответственно 500 и 300 мл. Кстати, его количество зависит у родильниц не от объема потребляемой жидкости, а от режима вскармливания новорожденного. Состав молока в обеих группах был одинаковым. В то же время суммарное (в течение суток) содержание белка при свободном вскармливании было в 1,6 раза больше, чем при вскармливании по часам, жира в 1,8 и витамина С в 1,3 раза больше.

При свободном вскармливании матери более уверены в достаточности для ребенка молока и более длительно кормят грудью по сравнению с матерями, кормящими своих детей по часам.

– Но нередко свободное вскармливание приобретает характер беспорядочного кормления…

М.Гмошинская:
– Этот вопрос очень волнует педиатров. Если речь идет о здоровых новорожденных детях, то крик младенца в первый месяц жизни является отражением чувства голода. После второго месяца жизни плач может быть вызван не только этим, но и потребностью в получении положительных эмоций, в общении со взрослыми. В зависимости от возраста ребенка и ситуации каждый вид плача несет различную смысловую нагрузку.

Важно, чтобы мама научилась понимать своего малыша и прежде чем его кормить, исключила другие возможные причины крика, и тем самым риск перекорма.

– Какова средняя частота прикладывания к груди при свободном вскармливании?

М. Гмошинская:
– По данным исследований, частота кормления при свободном режиме на 15-е сутки лактации в среднем составляет 10 кормлений, к первому месяцу – 8 в день, к 3 месяцам – 7 раз в день.

– До какого возраста ребенок должен находиться на грудном вскармливании? Одни считают, что до года, другие, что до двух лет…

И.Конь:
– Наши исследования показали, что, несмотря на неоспоримые преимущества грудного вскармливания, при его сохранении свыше полутора лет в 2 раза чаще наблюдается аффективная привязанность ребенка к матери по сравнению с более ранним его прекращением, дети менее самостоятельны и коммуникабельны, чем их сверстники, хуже засыпают. Поэтому оптимальная длительность грудного вскармливания составляет 18 месяцев, однако определяется она всякий раз индивидуально. При этом не следует забывать о своевременном введении прикорма.

– К факторам, снижающим продолжительность грудного вскармливания, относится докорм смесями из бутылочки и допаивание ребенка водой.

М.Гмошинская:
– Практически здоровые новорожденные дети не нуждаются в допаивании, но следует учитывать, что могут наблюдаться состояния, требующие дополнительного назначения воды, например при отсроченных неонатальных желтухах, поэтому по медицинским показаниям возможность допаивания не исключается.

– Если в первые месяцы после рождения подавляющее большинство детей находится на грудном вскармливании, то в последующем процент уменьшается, и очень сильно.

И.Конь:
– Средняя распространенность грудного вскармливания практически здоровых детей в РФ снижается от 88% в 1 месяц до 17,7% в 12 месяцев. Основной причиной прекращения грудного вскармливания является гипо-галактия, во многих случаях не подтвержденная объективно.

Наблюдения в детских поликлиниках Москвы позволили установить, что причиной раннего прекращения грудного вскармливания во многих случаях служили неправильные советы матерям педиатров и медсестер детских поликлиник. В частности, при подозрении на снижение лактации вместо уточнения суточного объема грудного молока с помощью контрольного взвешивания ребенка (которое было рекомендовано лишь каждой пятой женщине), 70% женщин был рекомендован докорм детей искусственными смесями. Средства, стимулирую щие выработку грудного молока, рекомендовали 38% женщин, а частое прикладывание к груди, являющееся одним из наиболее эффективных способов стимуляции лактации, было предложено лишь половине женщин.

Помимо всего прочего, одной из причин раннего прекращения грудного вскармливания может быть развитие у детей пищевой непереносимости, связанной с продуктами питания, потребляемыми кормящей матерью. Для ее лечения применяется элими-национная диетотерапия, которая предусматривает исключение потребления высокоаллергенных продуктов, в том числе коровьего молока, и его замену на кисломолочные продукты и продукты на основе козьего молока.

Медперсонал женских консультаций, родильных домов, детских поликлиник должен быть хорошо информирован в вопросах вскармливания детей и основных способах стимуляции лактации.

– Подытоживая сказанное, каковы на сегодняшний день основные задачи по совершенствованию работы по поддержке грудного вскармливания?

И.Конь:
– Для дальнейшего увеличения распространенности и продолжительности грудного вскармливания необходима реализация комплексной системы мер: использование современных перинатальных технологий поддержки грудного вскармливания; назначение врачами искусственных смесей в родильном доме только по медицинским показаниям, а в домашних условиях – после проведения контрольного взвешивания не менее 3 раз на протяжении суток; повышение образования медицинских работников по вопросам техники и практики грудного вскармливания, способам стимуляции лактации, выработке у матери доминанты беременности и лактации; поддержка в семье и обществе; оптимизация питания беременных и кормящих женщин, использование специализированных продуктов для кормящих матерей. (Среди женщин, выполнявших рекомендации по рационализации питания в период беременности и лактации, продолжительность грудного вскармливания более чем в 2 раза выше). И конечно, необходимо повышение квалификации педиатров в области вскармливания младенцев, утверждение единой российской программы обучения врачей и медицинских сестер, введение разделов по поддержке грудного вскармливания и рациональному питанию беременных и кормящих в программы обучения в колледжах, вузах педагогического, медицинского и психологического профиля.

Беседу вела
Валентина ЕВЛАНОВА,
корр. «МГ».
Медицинская газета № 76 от 5.10.11